Первый трубадур, он же герцог Аквитании и граф Пуатье, Гийом, был весьма колоритной личностью даже для своего времени. Впрочем, когда и кем была сочинена первая кансона*, то есть, кому по праву принадлежит звание первого трубадура, никто с уверенностью сказать не может. Но поскольку самые ранние из дошедших до нас поэтических творений принадлежат перу и таланту фривольного, если не сказать более, герцога Аквитании, посему его и принято считать первым в истории литературы трубадуром.
Рождение и воспитание
Октябрь 1071 г. стал счастливым месяцем для герцогства Аквитании – на свет появился долгожданный наследник и первый трубадур, правда, о последнем факте никто в то время не догадывался. Пока же двор праздновал рождение младенца. Счастливый отец, герцог Гийом VIII, планировал вояж к папе, дабы понтифик узаконил его третий брак с Хильдегардой Бургундской.
Герцога можно было понять: он далеко не молод, для XI века 45 лет – возраст немалый, а родившийся сын, получается незаконнорожденным. Впрочем, тревоги его были напрасными. Папа, войдя в положение обеспокоенного отца, подкрепленное щедрыми дарами, признал брак герцога и таким образом маленький Гийом стал обладателем законных прав на Аквитанию, Пуату и еще несколько графств, виконств и более мелких владений.
Высокородное происхождение и богатство позволили маленькому Гийому получить блестящее для своего времени образование. Как свидетельствуют хронисты, к аквитанскому двору были приглашены лучшие учителя, в результате к 8 годам будущий трубадур мог читать и писать, а также знал латынь не хуже ученого клирика. Те же современники утверждают, что свои первые стихи Гийом написал лет в 10 и с тех пор увлекся рифмоплетением.
Интересы и склонности
Наследник обширных владений рос и, подобно всем отпрыскам благородного происхождения, любил охоту и животных, поэтому при аквитанском дворе держали настоящий зверинец. Ловчие птицы, собаки, кролики, лисы и прочие четвероногие и пернатые друзья составляли компанию будущему трубадуру с самого раннего детства. Хороший стол, под которым в те времена понималось обилие мясных блюд, – другой предмет интереса Гийома Трубадура. Говорят, став старше, он даже пробовал изобретать собственные блюда.
А вот любил ли наследник Аквитании обязательные упражнения, оттачивавшие военное мастерство рыцаря, хроники умалчивают. Но основываясь на исторических сведениях о его военных кампаниях и неудачном участии в Крестовом походе, можно с большой долей вероятности предположить, что особой склонности к военной науке Гийом Аквитанский не испытывал. То есть, как любой рыцарь того времени, первый трубадур не прочь, конечно, был скрестить мечи в лихой схватке, но не более того.
Другое дело – стихи и музыка, здесь ему не было равных. Он играл на нескольких музыкальных инструментах, а лютней владел просто превосходно, мог без устали танцевать и, пользуясь присущим ему чувством юмора, развлекал друзей шутками, далеко не целомудренного содержания. Любовь к лицедейству, столь неподходящая для человека его круга, впоследствии станет одной из причин столкновения с Церковью.
Семейные перипетии
Юность Гийома закончилась в 15 лет, когда после смерти отца он унаследовал обширные владения. К сожалению, ни одного достоверного изображения герцога Аквитанского до нас не дошло, впрочем, то же самое можно сказать о любом другом историческом лице той эпохи. Современные хронисты оставили потомкам лишь словесный портрет первого трубадура. Согласно им, Гийом IX Аквитанский был хорошо сложенным молодым человеком с большими зелеными глазами и рыжими волосами, отличался веселым и в то же время буйным нравом. Если добавить к этому титул и богатство, получим образ завидного жениха.
В 1088 г. в возрасте 17 лет, взвесив все территориальные «за» и «против», он женился на Эрменгарде, дочери графа Анжуйского. Невеста была 5 годами старше, неплохо образована, но не разделяла ни веселого образа жизни, ни интересов супруга. Однако все это не столь важно, в конце концов мнение жены никого в то время не интересовало. Но у Эрменгарды были два недостатка, делавшими брак с ней невозможным.
Во-первых, она оказалась психически неуравновешенной, впрочем, это неудивительно, если принять во внимание характер ее отца. Граф Анжуйский Фульк IV, по прозвищу Мрачный, был известен своими крайностями, которые изумляли даже привыкших к религиозной экзальтации современников: он то впадал в приступы необузданной жестокости, то совершал паломничества во искупление грехов, нещадно бичуя свою обнаженную спину.
Однако второй недостаток Эрменгарды был куда более серьезным – она была бесплодна. Следовательно, герцогство Аквитания оказалось перед реальной угрозой отсутствия наследника и, связанными с ней, феодальными неурядицами. В общем, Гийом Трубадур не стал долго ждать, спустя два года он отослал жену к отцу и расторгнул с ней брак. Кстати, вопреки расхожему мнению, в Средние века разводы были не столь уж и редки, правда только среди аристократии.
Следующей в зону матримониальных интересов нашего героя попала Филиппа Тулузская, вдова арагонского короля. В 1094 году первый трубадур вступил с ней в брак, а через пять лет у супружеской четы родился сын, названный в честь отца Гийомом.
Источники:
«Повседневная жизнь во времена трубадуров: XII – XIII века», Ж.Брюнель-Лобришон, К.Дюамель-Амадо.
«Повседневная жизнь рыцарей в средние века», Жан Флори.
«Гильем IX Трубадур де Пуатье Аквитанский – родоначальник трубадуров», Елена Сизова
«Guillermo de Aquitania primer Trovador de Francia», Cecilia Ruiz de Ríos.
Если вы хотите
использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на
источник: sundukistorii.blogspot.com. Спасибо.
If you use
materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please! Thank you.
Комментариев нет:
Отправить комментарий