Если трубадуры,
в общем, воспринимались современниками как достойные члены средневекового
общества, то жонглеры, напротив, имели репутацию немногим лучше воров. Сам же термин
происходит от латинского слова joculator, то есть забавник, шутник, и в общих чертах описывает
таланты, коими должен был обладать представитель этой профессии.
Жонглер на рынке средневекового города |
В самом деле, ремесло
жонглера предполагало умение не только играть на музыкальных инструментах и
петь, но еще и быть акробатом, фокусником, знать интересные истории, уметь их забавно рассказывать, подражать
пению птиц, жонглировать ножами или яблоками, показывать клоунаду, шутить,
порой неприлично.
Жонглеры и менестрели
Термин жонглер
употребляется намного чаще терминов менестрель и шпильман, хотя, по сути, все
они относятся к «артистам развлекательного жанра». Вот, например, как
описывается в одном средневековом произведении представление, устроенное
менестрелями:
«В зале царило всеобщее веселье, каждый показывал все,
что умел: кто прыгал, кто кувыркался, кто фокусничал, кто рассказывал, кто пел,
кто насвистывал, кто наигрывал... А девицы танцевали каролу» (Кретьен де Труа «Эрек и Энида, XII век).
Немецкий сборник XIV века «Карлмайнет»:
«И прибыли туда из дальних краев сто менестрелей, которые
у нас зовутся шпильманами. Они способны рассказывать о славном оружии, петь о
приключениях и о вещах, происходивших в стародавние времена... Одни отменно
играли на роге, другие слыли певцами. Иные сладостно играли на деревянных и
костяных флейтах... Были и мастеровитые фокусники, что под колпаком свои чудеса
припрятали. А кое-кто и азартные игры готов был устроить. Некоторые ловко
подбрасывали чашки и на палочки ловили, некоторые кувыркались и прыгали,..
некоторые в любой момент могли заставить коней кланяться и катать мартышек, а
еще некоторые могли танцевать с собачками. Были и такие, которые могли у всех
навиду разжевать сверкающие камни. Некоторые из них славились уменьем
заглатывать полыхающее пламя и выдувать его изо рта. А еще появился там певец,
который мог долго заливаться соловьем и сверх того других птиц изображать. Еще
один трубил как олень и кричал павлином».
Ремесло жонглера |
Из приведенных отрывков
ясно, что, во-первых, жонглеры, менестрели
и шпильманы – это просто слова-синонимы. Во-вторых, эти средневековые «артисты» специализировались
в определенном виде артистического ремесла, будь то песенного,
инструментального или циркового. Некоторые, конечно, могли сочетать несколько
талантов сразу, чем, без сомнения, еще больше поражали публику.
Жонглеры и Церковь
Отношение Католической
церкви к жонглерам было резко отрицательным, что, впрочем, вполне объяснимо. Известно, например, что
Гильом Ауджьер Новела удачно совмещал ремесло вора и жонглера. Этим придворным
шутам ничего не стоило во время акробатических номеров принимать непристойные
позы, а то и вовсе в разгар оргии раздеться и пуститься в пляс абсолютно
голыми.
В общем, жонглер
– это сумасброд, шут, деклассированный элемент, находящийся вне закона и не
связанный никакими нормами морали. Другими словами, делать то, что нравится и
получать то, что хочется – таковым было его жизненное кредо.
Средневековые жонглеры |
Правда,
существовали и «положительные» жонглеры, которых Церковь не просто одобряла, а
даже рекомендовала верующим послушать. Исполняемые ими кантилены и жесты,
посвящались жизнеописаниям святых, христианским и рыцарским добродетелям.
В XIII веке францисканские и доминиканские монахи
реабилитировали ремесло жонглеров, позаимствовав у них приемы, с помощью
которых завладевали вниманием толпы во время своих проповедей на рыночных
площадях.
Жонглеры и трубадуры
Нередко пути
жонглеров и трубадуров пересекались. Известно, что на службе у Гираута де
Борнеля и Раймбаута Оранского состояли жонглеры. Они всюду следовали за
куртуазными поэтами, и во время пребывания при дворе какого-нибудь знатного
сеньора жонглеры аккомпанировали на музыкальном инструменте трубадуру,
исполнявшему свои песни, или же сами пели кансоны, сочиненные хозяином.
Впрочем, это
совершенно не означает, что жонглеры были обделены природными талантами,
поэтому им не оставалось ничего другого, как стать аккомпаниаторами более
одаренных трубадуров.
Также это не
указывает на их более низкий социальный статус, поскольку далеко не все
трубадуры имели дворянское происхождение. Скорее, это можно расценить как
творческий ансамбль, в котором компаньоны дополняли друг друга.
В среде жонглеров
также, как и в среде трубадуров, встречались женщины. Например, образованная
красавица Гильельма, прозванная Монжа, то есть монахиня, долгое время
сопровождала Гаусельма Файдита в его странствиях:
«В жены он взял продажную женщину, каковую долгое время
водил за собой по дворам куртуазным, а звали ее Гильелмы Монашка. Была она
весьма красивая и ученая...»
Источники:
«Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы», М.А.
Сапонов
«Повседневная жизнь во времена трубадуров: XII – XIII века»; Ж.
Брюнель-Лобришон, К.Дюамель- Амадо.
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку
на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий