пятница, 7 ноября 2014 г.

Трубадуры – «профессиональные» поэты Средневековья


В средневековых текстах сложно, а подчас и невозможно, проследить четкую разницу между терминами «жонглер» и «трубадур». Скорее всего, таковой разницы не существовало вовсе. Так, при чтении «Жизнеописаний трубадуров» складывается впечатление, что в Средние века слова «трубадур» и «жонглер» использовались как синонимы. 


Например, в «Жизнеописаниях» трубадур Серкамон назван жонглером:

«Серкамон жонглер был родом из Гаскони, и слагал он песни и пастурали на старинный лад».

А вот еще один пример:

«Пейре Раймон Тулузский по прозвищу «Старик» был сыном тулузского горожанина. И стал он жонглером... Муж он был умный и изысканный, хорошо пел и владел художеством трубадурским, добрые слагая кансоны».

Трубадуры, говоря современным языком, занимались сочинительством профессионально. Одни – для собственного удовольствия, другие зарабатывали таким образом себе на жизнь. К первой группе принадлежит, например, герцог Гильом Аквитанский, первый трубадур, ко второй – Аймерик де Пегильян, сын торговца тканями из Тулузы. Однако, несмотря на социальные различия, у всех трубадуров есть нечто общее – полученное образование.

Действительно, певцы куртуазной любви умели писать, читать, многие владели латынью, считавшейся в Средние века языком культуры. Кроме этого, трубадуры играли на музыкальных инструментах, подчас на нескольких, сами сочиняли стихи и музыку к ним, владели искусством публичных выступлений. Многие из них жили за счет своей поэзии или же совмещали ее с другой деятельностью.


Трубадур. Средневековая миниатюра (Кастилия,  XIII в.)

Трубадуры вели образ жизни, соответствующий их уровню образования и общей культуры. Некоторые из них устраивались при знатных дворах. Например Маркабрюн и Серкамон, на чьей поэзии воспитывалась Алиенора Аквитанская, жили при дворе графа де Пуатье (сына первого трубадура). И все-таки немалому числу этих средневековых поэтов приходилось кочевать от замка к замку, исполняя либо кансоны о куртуазной любви, либо сирвенты назидательной и политической тематики. 

Такая финансовая нестабильность гнала трубадура в поисках нового покровителя и временного пристанища. Лучшая доля была у тех поэтов, которые помимо песенного таланта, владели каким-либо еще ремеслом. Так, Бернарт Марти «подрабатывал» рисованием миниатюр в манускриптах.


А вот Монаху Монтаудонскому повезло еще больше: будучи отпущенным в мир за свой поэтический дар, он все-таки продолжал числиться «монахом» Монтаудонского приорства и таким образом имел постоянное пропитание и крышу над головой.

В заключении подчеркнем, что представление о трубадурах, как о четко определенной группе лиц, в Средние века не существовало. Оно сформировалось гораздо позже, когда исследователи  XVIII века разделили всех средневековых сочинителей и исполнителей на жонглеров, менестрелей, трубадуров, труверов и т.д. Подобное искусственное деление  продолжает существовать и в наши дни.



Источники:
«Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы», М.А. Сапонов
«Повседневная жизнь во времена трубадуров: XIIXIII века»; Ж. Брюнель-Лобришон, К.Дюамель- Амадо.




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...