Стиль
барокко зародился в Италии в конце XVI века,
распространился в большинстве стран Западной Европы и достиг апогея во Франции.
В переводе с итальянского «барокко» означает фантастический, причудливый,
химерный. Этот стиль более всего проявился в архитектуре, живописи,
декоративно- прикладном искусстве. Его характеризовали парадность, пышность,
эффектность.
Начиная с XVII века, французский королевский
двор становится эталоном моды. В немалой степени
этому способствовало создание восковых кукол – Большой Пандоры и Малой Пандоры,
а также основание журнала «Галантный Меркурий».
Кукол,
подобно современным манекенам, использовали для демонстрации модного белья и
одежды, а иллюстрированный журнал для ознакомления с новыми направлениями в
моде и косметике. Такой, говоря современным языком, маркетинговый ход заложил
основание для превращения Франции в законодательницу мод на столетия вперед.
Изменения в
одежде повлекли за собой и изменения в прическе. На протяжении эпохи барокко
мода в области женских причесок неоднократно менялась. Например, вначале были
популярны плоские сверху и взбитые на висках объемы. Затем дамы носили гладкие
волосы на темени и макушке, в то время как на лоб ниспадали мелкие спиральные локоны, а на затылке
формировали пучок. А в конце эпохи барокко модными стали высокие, напоминавшие
башню, прически.
До 20-х
годов XVII века в парикмахерском искусстве
еще было заметно отдаленное испанское влияние, когда прически украшали драгоценностями.
Но, начиная с этого времени, появились новые типы причесок. Так, Мария Медичи
ввела при французском дворе моду на короткую челку – гарсет. Она была либо
прямой, либо завитой. Челка гарсет особой популярностью пользовалась в Англии и
Голландии, после Франции, конечно.
Прическа с челкой "гарсет" |
В это же
время встречались варианты причесок, выполненных в одном стиле:
короткие, не закрывающие шею, пряди на висках завивали с помощью пара,
потом расчесывали и взбивали. На затылке формировали пучок, волосы расчесывали
на прямой пробор, по бокам его подстригали и волнисто закручивали, длинные
пряди на затылке заплетали в косы и укладывали в виде короны. Такие прически,
как правило, украшали жемчугом.
В середине XVII века вошла в моду прическа
«тортье» (волнистая). Большую часть волос на затылке укладывали в пучок, а
длинные боковые пряди от корней завивали в чуть небрежные локоны или укладывали
в волнистой форме.
Еще одна
французская королева, Анна Австрийская, задавала тон в моде. Ее прическа была
гладкой впереди, на затылке крепился шиньон из завитых волос, частично
ниспадавших на грудь. В 50-60 годы XVII столетия большой популярностью
пользовалась прическа «а-ля Севинье». Здесь следует заметить, что очень многие
прически носили имена дам, которые их придумывали.
Анна Австрийская |
В данном
случае маркиза Мария де Севинье оставляла лоб открытым, сзади завитые волосы
спускались на плечи, а собранные в пучки пряди на висках подвязывались лентами.
Поверх прически надевали чепец («бонне»), газовую наколку или шляпку «ток» с
пером и драгоценными камнями.
В 60 годы XVII века Мария Манчини,
племянница кардинала Мазарини, ввела в моду, придуманную ею прическу. Волосы,
пышно взбитые на висках в виде двух полушарий, разделялись прямым пробором.
Внизу на затылке его завивали в спиральные локоны и спускали на плечи.
В следующее
десятилетие придворный парикмахер Мартин придумал оригинальную прическу,
названную «юрлю-берлю». Локоны или букли симметрично укладывали рядами по бокам
до макушки с помощью петель из лент. Эта прическа стала очень популярной и на
ее основе создавались самые различные варианты, включая прически на каркасе,
прикрытом искусственными буклями.
Начиная с
1680 года и до конца эпохи барокко господствовала прическа «а-ля Фонтанж»,
названная в честь фаворитки короля Людовика XIV. Согласно легенде, история ее создания такова. Однажды
красавица Мария Анжелика де Скорайль де Рувиль-Фонтанж, прогуливаясь в лесах
Фонтенбло, зацепилась белокурыми волосами за ветку дерева и растрепала
прическу.
Но молодая
дама не растерялась. Сняв подвязку с чулка, она подвязала ею волосы, чем
вызвала восторг у короля, который приказал ей постоянно носить такую прическу.
На следующий день все придворные дамы сделали себе подобные прически. Мода
продержалась более тридцати лет, «пережив» свою создательницу, и на основе
прически «а-ля Фонтанж» было придумано не менее сотни вариантов.
Настоящие и
искусственные локоны переплетались лентами. Один локон, как правило, спадал с
затылка на грудь, на лбу с двух сторон укладывали завитки в форме месяца. Для поддержания
формы прическу смазывали яичным белком или растопленным жиром, украшали
цветами, кружевными наколками в виде веера, драгоценностями.
Женские прически конца эпохи барокко |
В конце
эпохи барокко в среде аристократии вошли в моду очень высокие парики, посыпанные
пудрой, с несуразными названиями: капуста, мышь, труба, спаржа и т.п. В любом
случае, женские прически в стиле барокко всегда отличались подчеркнутой
театральностью.
Источник:
«Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста,
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com,
please
Комментариев нет:
Отправить комментарий