Разбушевавшиеся вихри Реформации пошатнули основания «христианского» дома в
Западной Европе. Почти всецело находясь во власти Римско-католической церкви,
этот дом разделился. Юг Европы —
Италия, Испания, Австрия и Франция — оставался оплотом католичества.
В других
же частях Европы возникли три основных течения: в Германии и Скандинавии — лютеранство; в Швейцарии,
Нидерландах, Шотландии и частично во Франции — кальвинизм (или реформатство);
в Англии —
англиканство.
Наряду с этими появились мелкие, но более радикальные течения: сначала
анабаптисты, затем меннониты, гуттерские братья, а также пуритане, которые в свое
время переселились в Северную Америку, неся с собой свои религиозные традиции и
взгляды.
Со временем эти основные течения разделились на сотни других, образовав
известные нам сегодня церкви: Пресвитерианскую, Епископальную, Методистскую,
Баптистскую, Конгрегационалистскую и многие другие.
Если точно указывать день начала Реформации, то это 31 октября 1517 года. Согласно традиции, именно
тогда монах-августинец Мартин Лютер (1483—1546) прибил доску
со своими 95 тезисами к дверям дворцовой церкви в Виттенберге в германском
княжестве Саксонии. Чем
же был вызван такой необычный поступок?
Как Джон Уиклиф и Ян Гус, Мартин Лютер был доктором богословия. Он преподавал библеистику в
Виттенбергском университете и снискал славу прекрасного знатока Библии. Он был
глубоко убежден, что спасти или оправдать человека может только вера, а не дела
и покаяние.
Однако он не думал порывать с Римско-католической церковью. По сути, тезисы
Лютера были лишь реакцией на определенные события, а не целенаправленным
бунтом. Он выступал против торговли индульгенциями.
Во времена Лютера папские индульгенции свободно продавали не только для
живых, но и для умерших. Тогда бытовала поговорка «Чуть только монета в ларце
зазвенит, душа из чистилища вон отлетит».
Для простого народа индульгенции стали своего рода «страховым полисом»,
защитой от наказания за грех, поэтому необходимость в раскаянии отпадала сама
собой. Эразм Роттердамский писал: «Повсюду
продается избавление от чистилища, и не только продается, но и навязывается
тем, кто не хочет его покупать».
В 1517 году доминиканский монах Иоганн
Тецель отправился в Ютербог продавать индульгенции. Часть доходов шла на
сооружение собора св. Петра в Риме. Другая часть шла архиепископу Майнцскому,
чтобы он мог отдать занятые деньги, которые были выплачены римской курии за
пост.
Тецель проявил все свое мастерство
торговца, и к нему стекалось множество людей. Лютер был возмущен. С помощью простых подручных средств
он прибил к дверям церкви доску, на которой написал свои 95 тезисов, тем самым
публично выразив протест против такого «балагана».
Свои тезисы Лютер назвал «Диспутом о силе индульгенций». Его целью было не
столько бросить вызов Церкви, сколько указать на перегибы и превышение власти в
связи с продажей папских индульгенций.
Благодаря новоизобретенному печатному станку эти «взрывоопасные» идеи
быстро достигли других частей Германии, а также Рима. Отвлеченные дебаты о
продаже индульгенций вскоре переросли в полемику о вопросах веры и папской
власти.
Сначала Римско-католическая церковь вступила с Лютером в спор, призвав его
отречься от своих взглядов. Когда Лютер не согласился на это, церковные и
светские власти стали оказывать на него давление. В 1520 году папа издал буллу, или эдикт,
в которой Лютеру запрещалось проповедовать, и все его книги приказывалось
сжечь. В знак
непокорности Лютер публично
сжег папскую буллу. В 1521 году папа отлучил его от Церкви.
В конце
того же года Лютера вызвали на заседание рейхстага, или парламента, в Вормсе.
Его допрашивал император Священной Римской империи, ревностный католик Карл V, шесть германских курфюрстов
(князей-избирателей), а также другие представители религиозной и светской
власти.
Когда Лютеру еще раз приказали отречься от своих взглядов, он произнес
знаменитую фразу: «Если меня не убедят
свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума... то я не
могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо не подобает христианину поступать
против совести. Я весь
тут перед вами. Я не
могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».
В ответ
на это император объявил Лютера вне закона. Однако правитель родного
германского княжества Лютера, курфюрст Фридрих Саксонский, пришел ему на помощь
и предложил укрыться в замке Вартбург.
После Вормсского рейхстага реформаторское движение обретало все больше
сторонников, и в 1526 году
император даровал каждому германскому княжеству право выбирать между
лютеранством и католичеством. Однако в 1529 году, когда император отменил
свое решение, некоторые германские князья выразили протест.
Отсюда в Реформацию пришло слово «протестант». В следующем 1530 году на «Аугсбургском рейхстаге»
император попытался примирить две враждующие партии. Лютеране представили свое
вероучение в документе, получившем название «Аугсбургское исповедание веры»,
составленном Филиппом Меланхтоном на основании учений Лютера.
Хотя тон этого документа был в основном примиренческий, Римско-католическая
церковь отклонила его, и пропасть между протестантами и католиками стала
непреодолимой. Сторону Лютера заняли многие германские княжества, а вскоре к
ним присоединились и скандинавские.
В чем
же были основные противоречия между протестантами и католиками? По словам
Лютера, их было три.
Первое: Лютер считал, что спасение обретается благодаря «оправданию одной
верой», а не через покаяние или отпущение грехов церковью.
Второе: он учил, что прощение дается исключительно Божьей милостью, а не духовенством или
папой.
Третье: Лютер утверждал, что в доктринальных вопросах абсолютным
авторитетом не могут служить ни папа, ни церковные соборы, а только Священное
Писание.
Источник:
«Человечество в поисках Бога» (перепечатано с сокращениями)
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.