среда, 4 мая 2016 г.

Предшественники Мартина Лютера


Как отмечалось в предыдущей статье, необходимость перемен внутри Римско-католической церкви осознавали даже многие священники. Среди них был профессор богословия Оксфордского университета Джон Уиклиф (ок. 1330—1384), часто называемый «утренней звездой Реформации».

Джон Уиклиф

Он родился приблизительно в 1330 году в Англии. В то время церковные богослужения проходили на латыни. Уиклиф был католическим священником и свободно говорил на латыни. Но, по его мнению, это был язык элиты, и потому он не подходил для обучения Священному Писанию.

Уиклиф писал: «Знание Божьего закона нужно прививать на понятном наречии, ибо это слова Бога». Вот почему Уиклиф и его единомышленники решили перевести Библию на английский язык. Чтобы осуществить этот замысел, им потребовалось около 20 лет.

Католическая церковь не приветствовала идею о новом переводе. В труде «ТайныВатикана» объясняется, чего опасалась церковь: «Миряне могли увидеть простоту раннего христианства на фоне католицизма тех дней... Впервые стала бы очевидна разница между учениями основателя христианства и его самозванного наместника [папы]».

Папа Римский Григорий XI издал пять булл, в которых осудил Уиклифа. Но это не остановило переводчика. Отвечая на обвинения, Уиклиф сказал: «Англичане лучше всего ведают закон Христов на английском. Моисей слышал Закон Божий на своем родном языке, так же как и апостолы Христа».

Джон Уиклиф переводит Библию

Примерно в 1382 году, незадолго до смерти Уиклифа, вышло первое издание полной Библии на английском языке. А спустя десять лет один из его сподвижников выпустил второе издание Библии, текст которой был пересмотрен и улучшен.
До изобретения печатного станка было еще далеко, поэтому каждую копию Библии кропотливо переписывали от руки. На эту трудоемкую работу уходило порой до десяти месяцев!

Прекрасно зная о злоупотреблениях внутри церкви, Джон Уиклиф в своих трудах и проповедях высказывался против коррупции в монашеских орденах, против папских налогов, против догмата о пресуществлении (веры, что хлеб и вино во время мессы буквально превращаются в тело и кровь Иисуса Христа), против исповеди и против вмешательства церкви в светскую жизнь.

Труды Уиклифа и отдельные части Библии распространялись по всей Англии странствующими проповедниками, которых часто называли «бедными священниками», потому что они носили простую одежду, ходили босиком и у них не было никакого имущества. Их также прозвали лоллардами. Это прозвище происходит от нидерландского lollaert(d), букв.— бормочущий (молитвы).

Лолларды

В книге «Лолларды» отмечается: «За несколько лет их число значительно возросло. Было подсчитано, что по меньшей мере четверть населения на словах или на деле разделяла их чувства». Все это, конечно, не ускользнуло от внимания духовенства.

Поскольку Джон Уиклиф занимал видное положение в правящих и ученых кругах, ему дали спокойно умереть в последний день 1384 года, но его последователей ожидала более печальная участь. В Англии при Генрихе IV их признали еретиками, многих заключали в тюрьмы, пытали или сжигали заживо.

Идеи Джона Уиклифа затронули чешского католического священника Яна Гуса (1369?—1415). Он был ректором Пражского университета. Как и Уиклиф, Гус обличал коррупцию Римско-католической церкви и подчеркивал важность чтения Библии.

Проповеди Яна Гуса

Его взгляды сразу же вызвали гнев духовенства. В 1403 году власти запретили пропаганду антипапских идей Уиклифа, чьи книги публично сожгли. Гус, однако, продолжал писать свои труды, в которых резко критиковал церковь, в том числе и ее торговлю индульгенциями.

Гус ревностно выступал в поддержку Библии. Он писал: «Восстать против заблудшего папы — значит послушаться Христа». Еще он учил, что истинная Церковь — это далеко не папа и не Рим. Гуса за его деятельность осудили на Констанцском соборе как еретика.

Суд над Яном Гусом

Заявив, что «лучше славно умереть, чем скверно жить», он отказался отречься от веры и был сожжен на столбе в 1415 году. На том же соборе постановили выкопать и сжечь останки Уиклифа, которые уже 30 лет пролежали в могиле. (Подробнее о Яне Гусе читайте ЗДЕСЬ)

Еще одним ранним реформатором был монах-доминиканец Джироламо Савонарола (1452—1498) из монастыря Сан-Марко во Флоренции. Увлеченный духом итальянского Возрождения, Савонарола обличал продажность, процветавшую как в Церкви, так и в государстве. Основываясь на Библии, а также на видениях и откровениях, которые, по его словам, были ему даны, он стремился создать христианское государство, или теократический порядок.

Доминиканский монах Джироламо Савонарола

В 1497 году папа предал его анафеме. Через год его арестовали, подвергли пыткам и повесили. Его последними словами были: «Мой Господь умер за мои грехи, разве я не отдам с радостью свою жалкую жизнь за него?» Его тело сожгли, а пепел развеяли над рекой Арно. Савонарола недаром назвал себя «предтечей и жертвой», ведь всего через несколько лет пламя Реформации уже полыхало по всей Европе.



Источник:
«Человечество в поисках Бога» (перепечатано с сокращениями)



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...