На
протяжении столетий многие военные конфликты как межнациональные, так и
междоусобные, имели религиозную подоплеку. Шмалькальденские войны в Германии (XVI в.) – один из примеров того, к чему может привести
нетерпимость к представителям другого вероисповедания. Тогда Аугсбургский мир
положил конец военному конфликту, правда, ненадолго.
Неслучайная Реформация
Истории
протестантизма в Западной Европе посвящены сотни монографий. В одной из них
Католическая церковь на рубеже XV-XVI веков характеризуется, как реакционная, упадническая,
растленная, не способная давать прихожанам духовное руководство.
Ее
представители, начиная с римских пап и заканчивая приходскими священниками,
погрязли в разврате и роскоши. Кроме того, во многих странах церковь обладала
огромной земельной собственностью. Например в Германии ей принадлежала половина
угодий.
Духовенство
взимало плату буквально за все, особенно хороший доход приносило отпущение
грехов за деньги. Торговлю индульгенциями порицали не только гуманисты, но и
некоторые священнослужители.
Одним из
них был Мартин Лютер, с чьим именем связано движение за обновление церкви,
всколыхнувшее всю Германию. Только Аугсбургский мир 1555 года восстановил
относительную политическую стабильность в немецких княжествах.
Германия после тезисов Лютера
31 октября
1517 г. традиционно считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер
обнародовал тезисы, направленные против торговли индульгенциями. Вряд ли этим
поступком он собирался бросить вызов Католической церкви. Тем не менее его идеи
вскоре облетели всю Германию, приведя к дебатам о природе веры и правомерности
папской власти.
Спор Лютера
с Католической церковью закончился его отлучением в 1521 г. Тогда же он был
вызван на заседание парламента (рейхстага) в город Вормс, на котором
председательствовал Карл V. Император Священной
Римской империи слыл ревностным католиком и доводы Лютера его не убедили.
Мартин Лютер прибивает тезисы |
Однако, обеспокоенный нараставшими волнениями, Карл V в 1526 г. даровал право германским княжествам выбирать между католичеством и лютеранством. Правда, спустя три года он аннулировал свое решение, на что некоторые князья выразили протест. С тех пор сторонников Реформации стали называть протестантами.
Летом 1530
г. Карл V созвал новый рейхстаг, на этот
раз в Аугсбурге с целью примирить лютеран и католиков. Реформаторы представили
28 основных вероучений, ставших впоследствии богословской нормой нового
религиозного течения. Рейхстаг не достиг цели: католики отвергли исповедание
протестантов, что привело к началу религиозной войны. Аугсбургский мир был
отсрочен почти на 25 лет.
Шмалькальденская лига
После
закрытия рейхстага князья-протестанты заключили военный союз в городе
Шмалькальден. Первоначально его целью было оказание взаимной помощи в случае
нападения императорской армии. Со временем к лиге присоединились протестантские
города юга и герцог Вюртембергский. Таким образом, Шмалькальденский союз стал
обладать значительной военной силой.
Император Карл V, занятый войнами в Италии, пошел
на временные уступки. По сути, князья-протестанты получили право продолжать
религиозную реформацию в своих владениях. Тем не менее к началу 40-х годов
внутренние противоречия стали разъедать Шмалькальденский союз изнутри.
Одни князья
предпочитали занимать оборонительную позицию в отношении имперской власти, в то
время как другие призывали к решительным действиям против католиков. Позже
Аугсбургский религиозный мир положил конец противостоянию двух конфессий, а
пока император искал возможности углубить раскол внутри Союза.
Первая Шмалькальденская война
Наконец Карл V, заключив мир с Турцией и
Францией, вплотную занялся религиозными делами в Германии. Ему удалось склонить
на свою сторону Морица Саксонского и Иохима Бранденбургского, покинувших ряды
протестантов.
Император Священной Римской империи Карл V |
Первая Шмалькальденская война 1546-1547 гг. закончилась победой
императорской армии под командованием герцога Альбы. В следующем году в
Аугсбурге рейхстаг принял интерим – временное постановление, с целью объединения
католиков и протестантов. Император пошел на некоторые уступки, например,
отменил целибат, однако требовал признания власти римского папы.
Хотя
компромиссный характер интерима не удовлетворил ни католиков, ни протестантов,
он просуществовал до того времени, как рейхстаг принял Аугсбургский религиозный
мир. Это произошло после окончания второй Шмалькальденской войны, разгоревшейся
в 1552 г. В ней, кроме немецких протестантских княжеств, принял участие
французский король Генрих II.
Вторая Шмалькальденская война
Получив от
императора титул курфюрста, Мориц Саксонский решил вновь вернуться в ряды
князей-реформаторов. Более того, он возглавил армию протестантов во время второй
Шмалькальденской войны и едва не захватил в плен Карла V – своего недавнего союзника.
Мориц Саксонский |
В Пассау
император подписал мир, согласно которому, Франция получала три епископства в
Лотарингии, а спорные религиозные вопросы в Германии должен был решить
очередной рейхстаг.
Тем не
менее Карл V не торопился созывать парламент,
не желая идти на уступки. В конце концов он передал бразды правления своему
брату, Римскому королю Фердинанду I, который готов был
признать право немецких княжеств на исповедование лютеранства. Собственно,
именно он, обладая полномочиями, подписал Аугсбургский мир.
Соглашение с оговорками
В феврале
1555 г. открылось заседание рейхстага. После ожесточенных дебатов в сентябре
текст соглашения был готов. Аугсбургский мир был направлен на поддержание
политической стабильности в обширной империи Габсбургов, поэтому был ничем иным как компромиссом.
Заседание рейхстага |
Тем не
менее князья-протестанты добились главного: права выбирать религию в своих
владениях. На их подданных, впрочем, такое право не распространялось, они
полностью зависели от выбора своего государя. Лютеранство признавалось законной
религией наравне с католицизмом. Другое протестантское течение – кальвинизм –
оставалось вне закона.
Из этих
основных положений видно, что условия Аугсбургского мира носили половинчатый
характер. Новые военные конфликты на почве религии были всего лишь делом
времени, что и подтвердилось спустя несколько десятилетий, когда в Европе
разгорелась Тридцатилетняя война.
Какое значение имело заключение Аугсбургского
религиозного мира
Несмотря на
явные недостатки, соглашение 1555 г. имело также положительные стороны.
Во-первых, был выработан законодательный механизм, регулировавший мирное
существование двух религий на территории одного государства.
Титульный лист Аугсбургского мира |
Во-вторых,
соглашение положило конец религиозным войнам, вернуло мир, дало возможность
государственным учреждениям, включая рейхстаг, выполнять свои прямые
обязанности.
Аугсбургский
религиозный мир в Германии справедливо считается одной из важных вех в истории
страны, ведь с ним связан пример того, как государство может решать религиозные
конфликты, содействуя веротерпимости.
Источник: авторская статья для портала fb.ru
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please