Йероен ван Акен, прозванный Босхом, родился в Хертогенбосе около
1450 года в семье художников. Его отец и дед, Антониус и Ян ван Акены, также
были живописцами. В городском архиве до сих пор хранится большое число заключенных
с ними договоров на изготовление росписей и картин для различных храмов и
монастырей.
По-видимому, учителями Босха были не только его отец, но и
приезжавший в город и подолгу живший в нем известный голландский художник Д.
Боутс. Иероним впервые упоминается в 1480 году в качестве члена религиозного
«Братства Богородицы», которое спустя несколько лет он возглавил.
В 1489 году ему поручили исполнить две створки алтаря для капеллы
его братства в соборе Св. Иоанна. Известно, что эта работа получила высокую
оценку Филиппа Красивого, будущего короля Кастилии.
Примерно в то же время Босх выполнил и эскизы витража-капеллы. На
протяжении этого периода он участвовал в оформлении шествий и таинств, что не
прошло бесследно для его творчества – Иероним Босх стал известен еще при жизни.
После женитьбы Босх поселился в небольшой пригородной деревне
Оерошорт, где получил в приданое за своей женой дом и обширный участок земли.
Известно, что он никогда не покидал ближайших окрестностей своего города, хотя
был человеком общительным и любознательным.
Босх был знаком и на протяжении многих лет поддерживал дружеские
отношения с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого часто встречаются на
его картинах.
В настоящее время с уверенностью Босху приписывают всего сорок
произведений, при том что содержание их часто остается загадкой для историков
искусства, поскольку не существует прямых источников, способных его прояснить.
Босх никогда не подписывал и не датировал свои работы. Поэтому
традиционно принятый подход к изучению его творчества практически невозможен.
Правда, по договорным грамотам и церковным приходным книгам исследователи
смогли достаточно точно датировать его основные работы. Так, известно, что
сразу после свадьбы Босх пишет картину «Семь смертных грехов», в которой
запечатлевает окружающую его жизнь.
Обычно Босх работал в технике «алла прима», то есть писал картину
сразу, без предварительных прорисовок и эскизов. Художник был не только
живописцем, но и неплохим кузнецом. Известно, что для главного собора города он
сделал большую картину на стекле, для которой собственноручно изготовил
металлическую раму.
Как и все образованные люди своего времени, Босх увлекался
алхимией и был знаком со средневековой демонологией. Одним из его друзей был
известный голландский богослов Дионисий ван Рейкель, который основал неподалеку
от Хертогенбоса монастырь. Позже он был подвергнут преследованию и наказан
инквизицией по обвинению в колдовстве. Но Босх не отрекся от друга и продолжал
видеться с ним.
Навеянные демонологической литературой образы можно увидеть на
многих картинах Босха. Так, на триптихе «Искушение святого Антония» весь задний
план занимают ведьмы, летящие на шабаш, а на полотне «Страшный суд» запечатлено
несколько эпизодов из черной мессы.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, – большие алтарные триптихи. В наиболее значительных работах
художника – «Садах земных наслаждений» и «Возе сена» – преобладают чудовищные
существа. В «Саде наслаждений» – Босх создает яркий образ греховной жизни людей.
На другой картине, «Воз сена», изображены неверующие на пути в ад, который
также находится на земле.
Триптих "Воз сена", Иероним Босх |
Иероним Босх стал свидетелем утраты Нидерландами своей
независимости. Богатая, цветущая страна попала под власть австрийских
Габсбургов. Особенностью его времени стали ожесточенные теологические
дискуссии, напряженная религиозная борьба, вылившаяся в движение Реформации.
Горькая, ироничная, а иногда и саркастичная фантазия Босха
отражает нравы его времени. Художник в своем творчестве стремился подчеркнуть
глупость духовенства, погрязшего в грехе, далекого от какого бы то ни было
раскаяния и ведущего прихожан к гибели.
К таким «назидательным» картинам относятся «Операция глупости»,
«Фокусник» и «Корабль дураков». Критическое отношение к духовенству в картинах
художника не помешало верному католику королю Филиппу II Испанскому собирать картины Босха «для
своего благородного развлечения».
В поздних произведениях Босх обращается к теме одиночества:
«Святой Иероним во время молитвы» и «Иоанн Креститель». Трагизм и сложность
духовного бытия людей переломного времени отразило творчество великого
нидерландского художника. Появляется знаменитая картина «Блудный сын».
Она почти списана с натуры – во всяком случае, европейское
искусство не знало до Босха такого изображения нищеты. Это блудный сын,
уходящий в отчий дом. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы
к чему-то невидимому нами. А сзади него жизнь, покидаемая им.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. За углом
мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из
корытца свиньи. И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Это та жизнь,
которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Кроме живописи Босх занимался изготовлением гравюр. Их оттиски
распространялись в разных городах. Его картины находились при многих
королевских дворах Европы, хотя многие современники воспринимали их скорее как
своего рода курьез.
Умер Босх 9 августа 1516 года в своем родном Хертогенбосе. Но мир
причудливых образов Босха до сих пор питает фантастически-романтические искания
людей искусства.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Источник:
«100
великих художников», Самин Д.К. (перепечатано с сокращениями)
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
Комментариев нет:
Отправить комментарий