Чтобы попробовать ответить на вопрос «как становятся «робеспьерами?», надо
заглянуть в 1775 год, когда Людовик XVI и Мария-Антуанетта посетили парижский иезуитский
лицей, в котором учился талантливый семнадцатилетний Максимилиан.
Он был сиротой с детства, познал голод и унижения, больше всего его мучила необходимость носить жалкие обноски. Оттуда, из детства, его страсть к красивой и дорогой одежде. Именно ему как лучшему ученику выпала честь приветствовать королевскую чету. Воистину, реальная жизнь удивительнее придуманных историй. В этот день шел проливной дождь.
Юный иезуит стоял на коленях в грязи и читал по памяти длинную речь на
великолепной латыни. По окончании церемонии король и королева покинули лицей,
не удостоив его даже взгляда. Уехавшая карета окатила Робеспьера на прощанье
грязью, а он так и продолжал стоять в странном оцепенении, пока его не подняли
с колен.
Когда же он поднялся, учителя заметили в его глазах холодный блеск, тот
самый, который потом не раз будет наводить жуткий страх на его политических
противников и который впервые заметил знаменитый французский философ и
просветитель Жан-Жак Руссо, когда к нему привели знакомиться молодого
поклонника его учения.
Жан-Жак Руссо |
Робеспьер не простил королевской чете того унижения. Почему одни должны
стоять на коленях в грязи, а другие ездить в каретах и купаться в роскоши?
Именно руссоизм, а точнее те мысли Руссо, которые в 1762 году дошли до
читателей в его политическом трактате «Общественный договор», легли в основу
политических воззрений якобинцев: равенство прав всех членов общества
представляет собой базис для личной свободы каждого гражданина.
Следовательно, необходимо уничтожить королевскую власть, неравенство,
привилегии сословий и построить новое общество на основе руссоистских принципов
«республиканской морали». Тех же, кто противится или невольно мешает
установлению справедливого порядка и торжеству общественной добродетели,
необходимо уничтожать посредством террора.
Максимилиан Робеспьер на заседании Национальной Ассамблеи |
Вот в чем суть «бесчувственности» Робеспьера, отправлявшего на казнь
близких друзей. Оплакивая их в глубине души, он считал жалость проявлением
слабости, которой у него быть не должно. Он неподкупен, равнодушен к женским
чарам, руководствуется интересами общества, безжалостен к «врагам народа» (этот
термин был введен именно Робеспьером), всегда ровен, бесстрастен и
безукоризненно одет.
Французская революция еще раз наглядно доказала всему миру, что нет ничего
страшнее фанатиков-идеалистов у власти. И при этом не важно, какой идеей они
одержимы: христианство, руссоизм, коммунизм, национал-социализм,
политкорректность или учение чучхе! Приход идеалистов к власти чреват большими
бедами.
Однако вернемся к личности Робеспьера. Этот человек внушал своим современникам ужас видимым отсутствием каких-либо человеческих черт и слабостей. Сфинкс, задающий загадки, но не сообщающий разгадок. А тех, кто не отгадал, ждет смерть. Его речи парализовали волю и завораживали, он их использовал для управления Конвентом, как крысолов в сказке использовал свою волшебную дудочку.
Кроме Конвента и Якобинского клуба,
у него не было других рычагов власти. До тех пор пока большинству в Конвенте
было ясно, по какой группе в следующий раз Неподкупный намерен нанести удар,
оно готово было поддерживать его во всем, лишь бы их самих не тащили на плаху.
Интересы французского народа заботили депутатов Конвента в последнюю очередь –
только борьба за власть и сохранение своей шкуры.
Вот где таится разгадка этой личности. Богатство, женщины, всевозможные
блага и удовольствия – все это было для его сверхчестолюбивой натуры слишком
мелко. Он достоин был быть объектом религиозного поклонения.
Арест Робеспьера |
Но, уничтожив всех политических противников, опьяненный своей властью и
проливаемой кровью, Робеспьер потерял здравый смысл и в своей туманной речи 8
термидора в Конвенте, а затем в Якобинском клубе принялся угрожать сразу всем,
не называя конкретных имен.
Это было его роковой ошибкой, ибо смертельную опасность почувствовали все
без исключения депутаты, страх которых за свою жизнь дошел до высшей точки. Все
были убеждены, что Робеспьер приготовил новые списки неугодных, и он сам
постоянно твердил о необходимости очищения от врагов Конвента и комитетов.
Центром заговора стали бывшие якобинцы Фуше, Баррас, Тальен и Колло
д'Эрбуа. Отчаяние придало им мужества. На заседании Конвента 9 термидора
Робеспьеру просто не дали говорить. Он пытался взойти на трибуну, но его
стаскивали вниз, заглушали его голос воем и гиканьем, криками «Долой тирана!».
Когда он, пытаясь перекричать врагов, зашелся кашлем, ему бросили вошедшую
в историю фразу: «Кровь Дантона душит тебя!» Его арестовали, отвели в тюрьму,
после освобождения сторонниками он вновь был арестован в ратуше и при этом
ранен из пистолета в челюсть, чтобы уже гарантированно не мог ничего сказать.
Его слова по-прежнему ужасно боялись.
Всю ночь он пролежал, глотая кровь, на столе в помещении Комитета
национальной безопасности, а утром следующего дня был переведен в тюрьму
Консьержери (La Conciergerie) и помещен в камеру по соседству с той, что занимала когда-то Мария-Антуанетта.
Хотя сам Неподкупный никого не отправлял на казнь без приговора хотя бы и
пародийного суда, с ним расправились безо всяких формальностей, просто решением
заседания Конвента.
Вечером 10 термидора 1794 года к площади Революции не спеша отправились тележки парижского палача, гражданина Сансона. В одной из них ехал к месту казни Максимилиан Робеспьер...
Автор: Евгений Хацкельсон «Неподкупный»
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий