суббота, 7 мая 2016 г.

Начало религиозной Реформации в Западной Европе


Разбушевавшиеся вихри Реформации пошатнули основания «христианского» дома в Западной Европе. Почти всецело находясь во власти Римско-католической церкви, этот дом разделился. Юг Европы — Италия, Испания, Австрия и Франция — оставался оплотом католичества.

В других же частях Европы возникли три основных течения: в Германии и Скандинавии — лютеранство; в Швейцарии, Нидерландах, Шотландии и частично во Франции — кальвинизм (или реформатство); в Англии — англиканство.


Наряду с этими появились мелкие, но более радикальные течения: сначала анабаптисты, затем меннониты, гуттерские братья, а также пуритане, которые в свое время переселились в Северную Америку, неся с собой свои религиозные традиции и взгляды.

Со временем эти основные течения разделились на сотни других, образовав известные нам сегодня церкви: Пресвитерианскую, Епископальную, Методистскую, Баптистскую, Конгрегационалистскую и многие другие.

Если точно указывать день начала Реформации, то это 31 октября 1517 года. Согласно традиции, именно тогда монах-августинец Мартин Лютер (1483—1546) прибил доску со своими 95 тезисами к дверям дворцовой церкви в Виттенберге в германском княжестве Саксонии. Чем же был вызван такой необычный поступок?




Как Джон Уиклиф и Ян Гус, Мартин Лютер был доктором богословия. Он преподавал библеистику в Виттенбергском университете и снискал славу прекрасного знатока Библии. Он был глубоко убежден, что спасти или оправдать человека может только вера, а не дела и покаяние.

Однако он не думал порывать с Римско-католической церковью. По сути, тезисы Лютера были лишь реакцией на определенные события, а не целенаправленным бунтом. Он выступал против торговли индульгенциями.

Во времена Лютера папские индульгенции свободно продавали не только для живых, но и для умерших. Тогда бытовала поговорка «Чуть только монета в ларце зазвенит, душа из чистилища вон отлетит».


Для простого народа индульгенции стали своего рода «страховым полисом», защитой от наказания за грех, поэтому необходимость в раскаянии отпадала сама собой. Эразм Роттердамский писал: «Повсюду продается избавление от чистилища, и не только продается, но и навязывается тем, кто не хочет его покупать».

В 1517 году доминиканский монах Иоганн Тецель отправился в Ютербог продавать индульгенции. Часть доходов шла на сооружение собора св. Петра в Риме. Другая часть шла архиепископу Майнцскому, чтобы он мог отдать занятые деньги, которые были выплачены римской курии за пост.

Тецель проявил все свое мастерство торговца, и к нему стекалось множество людей. Лютер был возмущен. С помощью простых подручных средств он прибил к дверям церкви доску, на которой написал свои 95 тезисов, тем самым публично выразив протест против такого «балагана».

Свои тезисы Лютер назвал «Диспутом о силе индульгенций». Его целью было не столько бросить вызов Церкви, сколько указать на перегибы и превышение власти в связи с продажей папских индульгенций.




Благодаря новоизобретенному печатному станку эти «взрывоопасные» идеи быстро достигли других частей Германии, а также Рима. Отвлеченные дебаты о продаже индульгенций вскоре переросли в полемику о вопросах веры и папской власти.

Сначала Римско-католическая церковь вступила с Лютером в спор, призвав его отречься от своих взглядов. Когда Лютер не согласился на это, церковные и светские власти стали оказывать на него давление. В 1520 году папа издал буллу, или эдикт, в которой Лютеру запрещалось проповедовать, и все его книги приказывалось сжечь. В знак непокорности Лютер публично сжег папскую буллу. В 1521 году папа отлучил его от Церкви.

В конце того же года Лютера вызвали на заседание рейхстага, или парламента, в Вормсе. Его допрашивал император Священной Римской империи, ревностный католик Карл V, шесть германских курфюрстов (князей-избирателей), а также другие представители религиозной и светской власти.


Когда Лютеру еще раз приказали отречься от своих взглядов, он произнес знаменитую фразу: «Если меня не убедят свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума... то я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо не подобает христианину поступать против совести. Я весь тут перед вами. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

В ответ на это император объявил Лютера вне закона. Однако правитель родного германского княжества Лютера, курфюрст Фридрих Саксонский, пришел ему на помощь и предложил укрыться в замке Вартбург.

После Вормсского рейхстага реформаторское движение обретало все больше сторонников, и в 1526 году император даровал каждому германскому княжеству право выбирать между лютеранством и католичеством. Однако в 1529 году, когда император отменил свое решение, некоторые германские князья выразили протест.

Отсюда в Реформацию пришло слово «протестант». В следующем 1530 году на «Аугсбургском рейхстаге» император попытался примирить две враждующие партии. Лютеране представили свое вероучение в документе, получившем название «Аугсбургское исповедание веры», составленном Филиппом Меланхтоном на основании учений Лютера.


Хотя тон этого документа был в основном примиренческий, Римско-католическая церковь отклонила его, и пропасть между протестантами и католиками стала непреодолимой. Сторону Лютера заняли многие германские княжества, а вскоре к ним присоединились и скандинавские.

В чем же были основные противоречия между протестантами и католиками? По словам Лютера, их было три.

Первое: Лютер считал, что спасение обретается благодаря «оправданию одной верой», а не через покаяние или отпущение грехов церковью.

Второе: он учил, что прощение дается исключительно Божьей милостью, а не духовенством или папой.

Третье: Лютер утверждал, что в доктринальных вопросах абсолютным авторитетом не могут служить ни папа, ни церковные соборы, а только Священное Писание.

Как отмечается в «Католической энциклопедии», Лютер все же «остался верен многим прежним учениям и традициям: учению о Троице, о бессмертной душе и вечных муках, крещении младенцев и так далее. Впрочем лютеране требовали и некоторых перемен, например, чтобы во время причащения людям давали хлеб и вино и чтобы целибат, монашеские обеты и обязательная исповедь были упразднены.



Источник:
«Человечество в поисках Бога» (перепечатано с сокращениями)



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please





Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...