среда, 29 апреля 2020 г.

Как учили грамматику в Средние века

Наряду с умением читать и писать учащиеся получали в школе и глубокие сведения по латинской грамматике: их приучали отличать части  речи, суффиксы, префиксы, падежи,  частицы, склонять, спрягать.

Занятия по грамматике открывались чтением древнегреческих басен Эзопа    и  сборника  нравственных  изречений,  приписываемых римлянину Катону Старшему. Кроме них использовался целый ряд всевозможных руководств или, как мы бы сейчас сказали, учебно-методических разработок: «Es tu scholaris», «Arcubius», «Fundamentum scholarium» и другие.


Подобные пособия обычно строились в виде диалога между учителем и учеником и содержали элементарные начальные сведения по грамматике.

Затем следовал высший курс грамматики, который проходили сначала   по  двум  книгам  римского  грамматика  Присциана, либо пользуясь пособиями римского грамматика второй половины IV в. Элия Доната.

С  полным правом можно утверждать, что Донат, как автор учебника, побил все мировые рекорды по числу «переизданий»: он пользовался спросом более тринадцати столетий!

Лишь   с конца XIII в.  грамматику стали изучать по самостоятельным средневековым руководствам, знаменитейшим из которых было «Doctrinale» Александра де Вилла Деи, написанное в 1190 г.

Это был необычный с нашей точки зрения учебник. «Doctrinale» представлял собой поэму в 12 книгах, где излагались важнейшие правила латинской этимологии и синтаксиса, причем особое внимание обращалось на исключения. Учитель сначала растолковывал каждое правило, а затем, как водится, оно под порку зазубривалось школярами наизусть.


Насколько тяжело было в этом разбираться и запоминать можно понять, окунувшись лишь в крошечный отрывок из «Doctrinale», причем  приведенный  даже  не  в  латинском   подлиннике,  а  в  переводе:

«Первое склонение в прямых падежах (именительном и звательном) дает тебе окончания as, es, a... Между тем как родительный и дательный дают двугласное ae, четвертый (винительный) падеж имеет am; однако, мы находим an и en тогда, когда прямые падежи оканчиваются на as или es или на a в словах, взятых с греческого...».

И все это  под  мерные призывы преподавателя:  «Слушай  и запоминай!». И все же при всех затруднениях обучение грамматике было легче и интереснее, чем, скажем, обучение письму. При изучении грамматики существовал особый прием — написание сочинений на определенную тему, а венцом  служил  dictamen metricum, то есть искусство писать латинские  стихи размерами-метрикой древних авторов. Эти сочинения или стихи являлись плодами не творчества, а   подражания,  но   это  было   неважно  со  средневековой  точки  зрения. Несмотря ни на что, такое обучение, как и вся средневековая школа, сделали необычайно много в культурном отношении.


Память средневекового человека была изумительна по своей емкости, во-первых, потому что ее дрессировала школа, а во-вторых, и тут нужно принять во внимание  еще одно, вполне прозаическое  обстоятельство, а   именно, дороговизну материалов, из которых делались рукописные книги, и  громоздкие  размеры тогдашних манускриптов.

Все, что средневековый человек знал, он должен был носить с собой.  Никаких заметок, конспектов  делать  он  не  мог, тогда  как наши записные  книжки и электронные органайзеры значительно помогают нам, но и сильно ослабляют память.

Между тем в Средневековье заучивание наизусть Священного Писания было почти обязательным приемом. Поэтому знание наизусть  Библии  —  не  случайное  явление вплоть  до  Реформации.

Если грамотному средневековому человеку начинали читать какое-нибудь  место  из  Библии, то он  мог  безошибочно продолжать. Заучивание наизустьэто не только прием, но и необходимость, так как никакие справки наведены быть не могут. Для того чтобы найти, к примеру, нужное место в «Истории августов» римлянина Гая Саллюстия  Криспа необходимо было развернуть и просмотреть весь  длинный  редкий свиток  этого сочинения, на что ушел бы целый день.

Книг к тому же было мало, они были  труднодоступны, дороги, и, если не в форме свитков, то в виде громоздких, толстых пергаменных кодексов, иногда прикованных цепями к стойке пюпитра в скриптории или монастырской библиотеке.



Источник:
"История культуры Европы. Средние века", Сорочан С. Б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...