вторник, 23 сентября 2014 г.

Французский костюм эпохи Возрождения


С конца XV и на протяжении всего следующего века во Франции, которая пока еще не стала законодательницей европейской моды,  ощущалось влияние итальянского, а затем испанского стиля в одежде. Толчком  послужили, как  ни странно, войны на Апеннинском полуострове. Итальянские походы Карла VIII, Людовика XII и Франциска I пробудили  интерес к итальянской культуре в целом и моде в частности.

Французский костюм XVI века

Впрочем, французы остались верными себе и не ограничились простым подражанием. В эпоху Ренессанса одежда не только знати, но и простонародья (особенно женская) отличалась тем, что впоследствии станет главной чертой французской моды – изяществом, грацией и тщательной проработкой  отдельных деталей.

Мужской костюм  Франции XVI века 

В 20-е годы XVI века мужская одежда Франции приобретает собственный стиль. Ее большие объемы на каркасе и разнообразие фактур  как нельзя лучше соответствовали идеалу  красоты. Привлекательными считались мужчины с крепким телосложением, умным лицом и красивыми глазами. Очевидно, Франциск I сыграл немалую роль в формировании этого идеала.


Король Франциск I

Костюм французского вельможи насчитывал не так уж много предметов:  пурпуэн, подбитый конским волосом или ватой, полотняная белая рубаха, шаровидные шоссы, чулки, короткий плащ, широкие туфли. В  середине XVI  века, поддавшись испанскому влиянию, французы переняли строгие формы одежды, но придали им национальную элегантность и даже мягкость. Большое значение имел пурпуэн. Обычно его шили из парчи, шелка или бархата, украшали вышивкой, складками и пряжками.


Мужской костюм Франции эпохи Возрождения



Плащ, во французском языке он получил название шамарр, подбивали мехом, а его рукава чаще всего свободно ниспадали вдоль тела. По сути, он представлял собой разновидность гупелянда или тапперта. Короткий плащ с разрезами по бокам назывался казак. Отдельные детали костюма соединяли лентами с наконечниками из металла или шнурками.





Несмотря на то что Церковь яростно бичевала разрезы сделанные на одежде, французский мужской костюм в эпоху Возрождения ими изобиловал. Продольными разрезами украшали не только пурпуэн, но и шаровидные штаны. Скрепленные розетками с драгоценными камнями, разрезы зрительно увеличивали объем костюма.


Помимо этого, негодование Церкви вызывала и некоторая тяга к  женственности у сильного пола. Например,  во время царствования Генриха III такие аксессуары как воротники-фрезы, серьги и броши пользовались большой популярностью у придворных щеголей. Аристократы румянились, душились, завивали и красили волосы. Да и в силуэте мужского костюма также просматривались женские «мотивы»: валики на плечах, штаны с широкими бедрами, туфли с кружевными розетками и каблуками, шелковые чулки, обтягивающие всю ногу.



Из головных уборов популярностью пользовались шляпы, бархатные токи с перьями страуса, береты, шляпы с узкими полями, но высокой тульей. 

Береты
Женские и мужские токи, туфли с розеткой и каблуком

Франциск I, вынужденный  остричься после травмы головы, ввел моду на короткие волосы. Другой король, Генрих IV, «позаимствовал» у испанцев не только короткую стрижку, но и усы с бородой-эспаньолкой. Правда, во Франции она получила название «Анри Катр», то есть Генрих IV.

Король Генрих IV
Он же издал указ, предписывавший дворянам носить одежду темных тонов. Таким образом, мужской костюм на рубеже XVI-XVII веков становится строже, теряет былую пестроту, а плащи и штаны заметно удлиняются.

Женский костюм  эпохи Возрождения

Женская мода, испытав на себе итало-испанское влияние, во Франции приобрела особую элегантность и даже некий шик. Взяв за основу пирамидальный силуэт каркасного костюма, француженки немного изменили его пропорции: глубокое декольте, широкая юбка на фижмах, а поверх платья распашной роб прилегающего силуэта. Фижмы представляли собой валик, который надевали на талию, приподнимая таким образом юбку.


Платье на фижмах
Женский костюм Франции эпохи Возрождения


Еще одно отличие женского французскогжо костюма – сочетание, казалось бы, несочетаемых цветов в наряде. Так, описывая туалет молодой парижанки, поэт XVI века упоминает голубой корсет с желтой шнуровкой и зелеными манжетами, черные туфли и белую рубашку. Любили француженки и броские аксессуары: кресты, жемчуг, медальоны, ожерелья, массивные перстни, пояса, отделанные драгоценностями. В это же время входят в моду веера, сумочки и маленькие флакончики духов, которые носили на шейной цепочке.



Во второй половине XVI  века в женском платье исчезает декольте и нарочитая пышность. На смену им приходит узкий лиф, рукава (нередко двойные) с валиками на плечах, веерообразный воротник или маленькая фреза, прямая негнущаяся юбка с разрезом спереди, в который могла проглядывать нижняя  из дорогого материала. Очень часто обе юбки декорировались вышивкой. К концу эпохи Возрождения их натягивали на фижмы теперь уже не в виде валика, а в виде колеса, увеличивая тем самым ширину юбки. По сути, это было заимствованное у испанок вердугадо.



На улицу дамы выходили в черном бархатном плаще с двойным капюшоном – черным сверху и белым внутри. Кроме того, пользовались мантиями и пелеринами, их закалывали на шее брошами, пряжками или завязывали тесьмой с кисточками. Марлотт, верхнее платье из негнущейся ткани, был парадной одеждой аристократок, и появился в конце эпохи. Его надевали поверх роб, украшали вышивкой, тесьмой, металлическими накладками.



Головным убором так же, как и мужчинам, дамам служил ток, а после появления каркасных причесок  с поднятыми вверх волосами, – шапочка, со спускавшимся на лоб треугольным мысом. С именем Екатерины Медичи связано появление в гардеробе француженок вышитых панталон.


Шапочки с мысом и каркасная прическа

В целом французский костюм  первой половины XVI века отражал итальянские, а во второй половине – испанские тенденции, хотя, безусловно, имел определенные национальные черты: элегантность и чувство вкуса.



Источники:
Захаржевская Р. «История костюма»
Каминская  Н. «История костюма»
«История костюма. Стили и направления» под ред Плаксиной Э.
«История костюма: от фараона до денди»
Веб-ресурс diletant.ru  «Французский костюм эпохи Возрождения»


Иллюстрации: портреты Франсуа Кулэ, иллюстрации из книг источников









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...