С конца XV и на протяжении всего следующего века во Франции, которая
пока еще не стала законодательницей европейской моды, ощущалось влияние итальянского, а затем
испанского стиля в одежде. Толчком
послужили, как ни странно, войны
на Апеннинском полуострове. Итальянские походы Карла VIII, Людовика XII и Франциска I пробудили интерес к
итальянской культуре в целом и моде в частности.
Французский костюм XVI века |
Мужской костюм Франции XVI века
В 20-е годы
XVI века мужская одежда Франции приобретает
собственный стиль. Ее большие объемы на каркасе и разнообразие фактур как нельзя лучше соответствовали идеалу красоты. Привлекательными считались мужчины с
крепким телосложением, умным лицом и красивыми глазами. Очевидно, Франциск I сыграл немалую роль в формировании этого идеала.
Король Франциск I |
Костюм
французского вельможи насчитывал не так уж много предметов: пурпуэн, подбитый конским волосом или ватой,
полотняная белая рубаха, шаровидные шоссы, чулки, короткий плащ, широкие
туфли. В середине XVI века, поддавшись
испанскому влиянию, французы переняли строгие формы одежды, но придали им национальную
элегантность и даже мягкость. Большое значение имел пурпуэн. Обычно его шили из
парчи, шелка или бархата, украшали вышивкой, складками и пряжками.
Плащ, во французском языке он получил название шамарр, подбивали мехом, а его рукава чаще всего свободно ниспадали вдоль тела. По сути, он представлял собой разновидность гупелянда или тапперта. Короткий плащ с разрезами по бокам назывался казак. Отдельные детали костюма соединяли лентами с наконечниками из металла или шнурками.
Из головных
уборов популярностью пользовались шляпы, бархатные токи с перьями страуса, береты,
шляпы с узкими полями, но высокой тульей.
Береты |
Женские и мужские токи, туфли с розеткой и каблуком |
Франциск I, вынужденный остричься после травмы головы, ввел моду на короткие волосы. Другой король, Генрих IV, «позаимствовал» у испанцев не только короткую стрижку, но и усы с бородой-эспаньолкой. Правда, во Франции она получила название «Анри Катр», то есть Генрих IV.
Король Генрих IV |
Женский костюм эпохи Возрождения
Женская
мода, испытав на себе итало-испанское влияние, во Франции приобрела особую
элегантность и даже некий шик. Взяв за основу пирамидальный силуэт каркасного
костюма, француженки немного изменили его пропорции: глубокое декольте, широкая
юбка на фижмах, а поверх платья распашной роб прилегающего силуэта. Фижмы
представляли собой валик, который надевали на талию, приподнимая таким образом
юбку.
Платье на фижмах |
Женский костюм Франции эпохи Возрождения |
Еще одно
отличие женского французскогжо костюма – сочетание, казалось бы, несочетаемых
цветов в наряде. Так, описывая туалет молодой парижанки, поэт XVI века упоминает голубой корсет с желтой шнуровкой и
зелеными манжетами, черные туфли и белую рубашку. Любили француженки и броские
аксессуары: кресты, жемчуг, медальоны, ожерелья, массивные перстни, пояса,
отделанные драгоценностями. В это же время входят в моду веера, сумочки и
маленькие флакончики духов, которые носили на шейной цепочке.
Во второй
половине XVI
века в женском платье исчезает декольте и нарочитая пышность. На смену
им приходит узкий лиф, рукава (нередко двойные) с валиками на плечах, веерообразный
воротник или маленькая фреза, прямая негнущаяся юбка с разрезом спереди, в который
могла проглядывать нижняя из дорогого
материала. Очень часто обе юбки декорировались вышивкой. К концу эпохи
Возрождения их натягивали на фижмы теперь уже не в виде валика, а в виде
колеса, увеличивая тем самым ширину юбки. По сути, это было заимствованное у испанок
вердугадо.
На улицу
дамы выходили в черном бархатном плаще с двойным капюшоном – черным сверху и
белым внутри. Кроме того, пользовались мантиями и пелеринами, их закалывали на
шее брошами, пряжками или завязывали тесьмой с кисточками. Марлотт, верхнее платье из негнущейся ткани, был парадной одеждой
аристократок, и появился в конце эпохи. Его надевали поверх роб, украшали вышивкой, тесьмой,
металлическими накладками.
Головным убором так же, как и мужчинам, дамам служил ток, а после появления каркасных причесок с поднятыми вверх волосами, – шапочка, со спускавшимся на лоб треугольным мысом. С именем Екатерины Медичи связано появление в гардеробе француженок вышитых панталон.
В целом французский
костюм первой половины XVI века отражал итальянские, а во второй половине – испанские
тенденции, хотя, безусловно, имел определенные национальные черты: элегантность
и чувство вкуса.
Источники:
Захаржевская Р. «История костюма»
Каминская
Н. «История костюма»
«История костюма. Стили и направления» под ред
Плаксиной Э.
«История костюма: от фараона до денди»
Веб-ресурс diletant.ru «Французский
костюм эпохи Возрождения»
Иллюстрации: портреты Франсуа Кулэ, иллюстрации из
книг источников
Комментариев нет:
Отправить комментарий