воскресенье, 30 августа 2015 г.

Голод – одна из причин болезней в Средние века


«Многие люди извлекали из почвы белую землю, похожую на глину, примешивали к ней немного муки или отрубей и пекли из этой смеси хлеб, полагая, что благодаря этому  не умрут от голода. Но это принесло им лишь надежду на спасение и обманчивое облегчение. Повсюду видны были лишь одни бледные, исхудалые лица да вздутые животы, и сам человеческий голос становился тонким, подобным слабому крику умирающих птиц. Трупы умерших из-за их огромного количества приходилось бросать где попало без погребения...»

Из Хроники Рауля Глабера (XI век)

Урожайность зерновых в Средние века была невысокой, а такие сельскохозяйственные культуры, как  картофель и кукуруза, еще не были знакомы европейцам. Голод, как правило, предшествовал или сопутствовал эпидемиям. Ослабленный недоеданием организм не мог сопротивляться болезням, тем более таким опасным как чума.

Разгулу «черной смерти» в Западной Европе предшествовали голодные годы, следовавшие практически друг за другом с 1309 по 1318 годы. Начавшись в Германии, они распространились на Англию, Францию, Нидерланды и перешагнули Пиренеи. Но и до XIV века голод регулярно терзал европейцев. По некоторым подсчетам, Франция голодала 10 раз в X веке, 26 раз в XI веке, 2 – в XII веке. То же самое можно сказать о любой стране Европы.


Голод в Средние века
В Средневековье нехватка продовольствия и дороговизна продуктов, как следствие неурожаев, наблюдались практически постоянно. Достаточно, чтобы два года подряд выдались неурожайными, и катастрофы было не избежать. Бедняки всегда оказывались первыми жертвами голода, а болезни довершали дело. Например, в 1483 году современник писал, что треть жителей г. Крепи (Франция) «нищенствуют по стране, а старцы каждодневно умирают на гноищах».

Может показаться удивительным, но деревня страдала от голода даже больше, чем город. Объясняется это тем, что крестьяне жили в прямой зависимости от купцов, городов и сеньоров. Почти не имя запасов, в голодные годы они шли в города, где нищенствовали, умирая прямо на площадях. Впрочем, городской совет зачастую выгонял непрошенных чужаков. Как это случилось, например, в 1573 году в г. Труа:

«Постановление сего совета было таково, что их надо выставить прочь из города... Того ради повелели испечь весьма много хлеба, дабы раздать его сказанным бедным, коим бы велели собраться у одних из ворот города своего, не открывая тайны; и, выдав каждому по хлебу и по монете, заставили бы их выйти из города через сказанные ворота, каковые закрыли бы за последним из них. А им бы объяснили со стен, чтобы шли они с Богом искать пропитания в других местах... Что и было сделано. Кто был сильно напуган после данного случая, так это бедняки, изгнанные из города Труа...»

Мысль о еде постоянно встречается не только в народном фольклоре, но и в литературе, создаваемой в среде более привилегированной. Так, в XIII веке у немецких миннезингеров появляется жанр Fresslieder – песен о еде. «Роман о Лисе» –  еще один образец средневековой литературы, в котором движущим элементом сюжета является мысль о еде. Все проделки Лиса – охота на кур, кража угрей, ветчины, сыра – связаны с желанием утолить голод.

«В доме была у священника кладовка, в которой хранились отличнейшие окорока, развешенные по стенам. И много раз в этой кладовке я набивал себе пузо, и, поскольку это вошло у меня в привычку, я проделал лазейку в эту кладовку, куда и уговорил пролезть Изегрима. Он нашел там множество бочек с говядиной и копченые свиные бока, и стал он пожирать это мясо без меры. И так он наелся, что не смог потом пролезть в мой лаз, потому что живот у него раздулся от съеденного. А я бросился в деревню, поднял там ужасный шум и переполох... Побежал я в дом к священнику, который в это время сидел за столом и обедал. А кушал он цыпленка, такого большого и жирного, какого только можно себе представить. Я схватил  со стола этого цыпленка и бросился бежать что было мочи».

«История хитрого плута, Лиса Рейнарда» (прозаическая версия «Романа о Лисе»)

Когда же Лис и его товарищи превратились в баронов, первое что они сделали – закатили пир

Голод в масштабе всей страны или локальные недороды, случавшиеся каждые 3-5 лет, вели к нужде и потреблению недоброкачественных продуктов. Питание бедных  горожан и крестьян в Средние века даже в лучшие годы не отличалось разнообразием,  а во время неурожаев они становились первыми жертвами  голода.


Случаи канибализма в Средние века
Рауль Глабер в своей хронике записал следующее о голоде 1032 – 1034 годов:

«Когда же съели и диких зверей, и птиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такие вещи, о каких и сказать страшно. Некоторые, чтобы избежать  смерти, ели лесные коренья и траву... Вещь, неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть. Кто был посильнее, похищал путника, расчленял тело, варил и поедал. Многие из тех, кого голод гнал из одного места в другое, находили в пути приют, но ночью с перерезанным горлом шли в пищу гостеприимным хозяевам. Детям показывали какой-либо плод или яйцо, а потом их уводили в отдаленное место, там убивали и съедали. Во многих местностях, чтобы утолить голод, выкапывали из земли трупы...»

Таким образом, в течение всего Средневековья прослеживалась неутешительная закономерность: неурожай, рост цен, голод, болезни, мор. 


Источники:
«Структуры повседневности», Ф. Бродель      
«Цивилизация средневекового Запада», Ж. Ле Гофф     




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...